Предыдущие посты про Омск:
http://bescomblog.com/?p=1900
http://bescomblog.com/?p=3211
http://bescomblog.com/?p=3334
http://bescomblog.com/?p=3379
http://bescomblog.com/?p=3498
Без излишних предисловий, которыми я обычно предваряю свой рассказ о посещенных омских военных объектах, я продолжаю повествовать о том, какой мы увидели территорию и здания бывшей военной части ВСО 1026. Напомню только, что следом за нашей частью тут размещалась в/ч 14892.
После пролития слез посещения помещений родной 1 роты мы спустились в штаб, благо все входы-выходы оказались полностью открыты. В наше время это было несколько мудрёнее, вход в штаб был отдельным, в санчасть (которая, как и штаб, была на первом этаже) — тоже, а у первой роты на времена карантина блокировался один кубрик и открывался отдельный вход. Сейчас — вэлкам ту зе штаб фром эни локашн:
Сразу недалеко от входа (не единственного) — оружейка:
Естественно, это уже атрибут роты охраны вч 14892, потому как у нас в стройбате оружия не было по определению, ведь пьяный стройбат и сам по себе страшнее десанта, а уж с оружием — ну нафиг. Кстати, вспомнилось — стрельбы-то у нас все же были, взвода толпами водили в танковое училище, где мы быстренько стреляли свои 3 патрона, и инструкторы нас выпинывали. А тут все, видимо, было донельзя серьезно — решетки на окнах, обшитые двери и прочее:
Сказать по-правде, в штабе мы бывали нечасто. Чтобы попасть сюда, надо было чего-нибудь отмочить неожиданное или неординарное — тогда тебя вызывали и на тебя орали. Как водится — комбат или начштаба майор Проскурнин. Поймал себя на мысли — почему-то совсем не помню фамилию комбата и совершенно не помню замполита части, хотя именно замполит выбил для нас музыкальные инструменты, разрешил организовать драм-кружок и всячески это дело поддерживал. Правда, идеи ему все-таки подкидывал комсорг части — такой правильный парень, узбек. Надеюсь, фамилии мне подскажут в комментах, а мож и фотографии пришлют. Кстати, о музыке и театральных представлениях мы еще будем говорить, но всему свое время… А пока исследуем штаб дальше:
Конечно же, все разграблено. Если в ротах и так ничего особого не было, то тут было побогаче. Теперь практически голо:
Кстати, щиты на окнах, встречающиеся то тут, то там — видимо, попытки консервации. Такие щиты наполовину поломаны и оторваны, наполовину целые. В штабе, как и на всей территории, до сих пор много документации:
А это крошечные остатки былой роскоши, кусок красивой шторы:
И наконец, то, без чего я считал бы наше посещение заброшенной военной части бесполезным — настоящая солдатская тумбочка:
Помощник дежурного по части. При нас дежурными по части оставались обычные офицеры из рот, и ночевали они просто в своих кабинетах.
«А ну, кому табуретки-мебеля? Все новое, ненадёванное!»
В одном из помещений интересно отвалились обои — сложились пополам:
Самый целый во всей части электрощиток:
А это явно схрон, с чем — не знаю. Ни в одном месте (кроме зала клуба) мы не видели снятых досок с пола, а тут доски-то — хлам, и все же сдёрнуты со своего места. Интересно, что там прятали…
Дальше — просто пара помещений штаба, которые комментировать не буду, я попросту не знаю, что там было:
Честно скажу — посещение штаба не понравилось. Темно из-за щитов на окнах, по всему штабу «мины» — того и гляди, подорвешься. Да и смотреть там особо было нечего. То ли дело — плац! Сергей сразу же захотел сфотографироваться у трибуны, с которой нам вещали командиры о ратном труде и долге:
Я же подумал: а чего бы мне не пройтись по квадрату, не вспомнить молодость?
Заметили, как Сергей в конце назвал меня? :) Может, так и есть, но почему-то очень хотелось промаршировать по плацу. Кстати, кто скажет, какие ошибки я допустил?
А плац цветет и буйствует. Впрочем, так и бывает всегда в покинутых человеком местах:
Кстати, обратите внимание на ёлки у здания. Когда мы служили, они были крохотными…
А вот ивняк растет моментально, и кое где уже вымахал в два человеческих роста, хотя еще 5 лет назад по этому месту сапогами топали солдаты:
А мы окинем плац быстрым взглядом и пойдем на пустырь, что находится за частью.
Пустырь в наше время был интересным местом, этаким клубом для неформалов. За забор уходили жарить картошку в костре (как сейчас помню, в этом деле был спец Жора Погосян, здоровенный армянин), чуть дальше на пустыре начинались заросли конопли, которую ходили собирать наши местные любители похихикать. Кстати, был смешной случай. Комбат выстроил отряд после очередного отлова наркособирателей и начал вещать, мол, сибирская конопля не дает никакого наркотического эффекта. Тут-то весь отряд чуть не лег от смеха — как минимум, каждый второй этой коноплей прибивался.
Однако уже нет никакого забора, а пустырь очень изменился. Идем по еле заметной асфальтовой дорожке и натыкаемся на какие-то странные постройки:
Мы минут пять гадаем, что это. Стрельбище — не стрельбище. Лишь на обратном пути мы заметим неподалеку еще одну деталь, которая поможет догадаться о назначении объектов. А пока топаем к Иртышу, рискуя сломать ноги в многочисленных окопах. Наверное, солдатикам в/ч 14892 приходилось несладко — весь берег реки просто изрыт, буквально нет живого места. Окопы подзаросли травой и плохо видны, так что сбрякать в них легче легкого:
А вот и сам пустырь, примерно такой, каким он был в наши времена:
Дальше по берегу — добыча песка, причем для нее просто выкопали подобие бухты для загона барж, на которые грузят песок. Этого импровизированного карьера в наше время не было:
Иртыш прекрасен:
Посмотрите пару панорам. К сожалению, когда снимаешь без штатива и второпях, бывают накладки, как тут — вместо одной панорамы реки из-за пропуска небольшого сектора получилось две:
Как я понимаю, кто-то из воинов был не лишен эстетики — прямо на берегу устроено что-то вроде цветника из шиповника и еще чего-то. Хотя не исключаю, что назначение несколько иное:
Вид на военную часть со стороны реки. Левее — казарма ВСО 1026, правее — соседнего отряда:
Но вот пришло время возвращаться с берега обратно в часть, и мы снова идем вместо непонятных построек. Когда я вижу следующую находку, приходит прозрение. Это полигон для бросания гранат!!! А вот и танк:
Извините за прямоту, но у нас теперь в России всё так — вместо пусть макета, но в натуральную величину, всего лишь картонка с нарисованным танком, вместо обучения искусству войны — жалкая имитация и тупая муштра… Учат солдат воевать? Нет, их заставляют маршировать, красить траву, наизусть учить уставы…
Наступило время окончательно возвращаться на территорию, и мы задерживаем взгляд только на ивовых ростках, пробивающихся сквозь асфальт. Пройдет еще пара-тройка лет, и эту дорожку уже невозможно будет отыскать:
Фотографируем казарму и плац с того места, где был выход на пустырь:
И еще:
Неожиданно замечаем артефакт:
Это очень заросшая курилка. А еще говорят, что курение вредно — вон какие заросли выросли на бычках! В наше время курилка была по другую сторону плаца, но ее по всей видимости перенесли, чтобы не мозолить глаза начальству. Кстати, я поискал в инете и наткнулся на такую вот замечательную фотографию плаца, на которой справа внизу виден таки угол курилки:
На очереди следующий объект, который в наше время был столяркой, а для части 14892 — чипком:
Дверь все еще пытается сдержать натиск пытающихся проникнуть за нее вандалов. Но мы не вандалы, поэтому с помощью несложной акробатики проникаем внутрь. Везде обычный раздрай, но зато и множество предметов, явно указывающих на назначение здания:
Явно зарплаты работниц чипка не были сравнимы с доходами министра обороны, иначе бы они не пытались подрабатывать еще и в детских садах:
Видимо, и сам чипок был небогат, если брался за организацию всего подряд:
Что ж, на сегодня от меня фотографий вы больше не увидите — фоток плаца, реки и прочего больше нет. Но в дополнение я покажу фотографии моего омского друга Димы Козловского, с которым мы так и не увиделись во время поездки. Он их сделал еще в июне 2010 года, когда ездил в нашу часть по моей просьбе. Позволю себе некоторые комментарии по ходу пьесы.
Любой, кто проходил карантин в части ВСО 1026, прекрасно помнит такое понятие, как «сопки». Это крутой берег Иртыша, наверху которого стоял сержант карантина, а снизу на время этот берег штурмовали «духи». Конечно, имитировалось засекание времени, но я-то, побывавший потом и сержантом карантина, знаю — никакое время не засекалось, а просто воины гонялись до посинения согласно прихоти сержанта. Кстати, вместе со мной сержантами карантина были Владимир Линдт и Андрей Лиценбергер. Интересно, как сложилась их жизнь…
Если вам задача не показалась трудной, а берег высоким — посмотрите на козявок внизу — это рыбаки:
И да, многократное повторение маневра выматывало почище любого кросса. Взгляд на сопки снизу:
На противоположном берегу — поля. Мы там никогда не были:
Катерок толкает баржу с песком. Если вы вернетесь к моим панорамам, то увидите этот же катер возле крана и барж. Правда, дальше по реке виден и еще один похожий, так что мож это и не один и тот же, а их много одинаковых, все-таки речфлот в Омске приличный:
Памятник на берегу. Кому — неизвестно, но если вспомнить количество утонувших в Иртыше солдат, то удивляться не придется. Река очень полноводная и коварная, со множеством водоворотов и течений. Лично я ни разу в нем не купался, нафиг надо…
Виды казармы:
А это уже место совсем малопосещаемое во время службы, овощные склады:
Как я понимаю, стояли бочки с бигусом (квашеной капустой):
Везде очень чисто и прибрано:
Ну и еще раз казарма:
И еще пару раз песчаный карьер на берегу:
Что ж, если вы дотерпели мой рассказ до конца, то наверняка прочитаете и следующую часть — в ней будет наименьшее число фотографий из всех уже опубликованных и еще только намеченных частей. Но зато это будет место, милое сердцу и желудку любого солдата — столовая.
Дополнение: Мне Надир Сулейманов подсказал, что замполит части был Тришин, а комбат, кажется, Степанов.
Класс!!! Я помню эти чудесные сопчюшки, вы тогда здорово нас гоняли.Вспышка справа, слева,упал отжался, карантин декабрь 1988.Если я не ошибаюсь вам после выпуска карантина в роты,дали старших сержантов.Спасибо Вам Антон за веселое время!
Точно, это был мой карантин, только Лиценбергеру и Линдту дали старших сержантов, а мне нет — на других фронтах у меня было много всяких раздолбайских грешков. ;)
Призыв был из Москвы,Самарканда,и Уфы.Я сам из Москвы,а точнее из Зеленограда, после карантина попал в долбанную 2 роту.Помню Адеева,но он небыл сержантом,он был рядовой,частенько датый ходил.Очень хорошо запомнил Зазу,блогодаря ему вступил в комсомол,я тогда не хотел быть комсомольцем,да уговорил он меня,очень он какой-то идейный был,Заза хорошим человеком был,таких как он в части были единицы.Мы даже как то в учебку заезжали,у него там какие-то дела были.Ребята разсказывали,что там каблуки от сапог стирались за несколько дней,от бесканечных кросов.Меня тоже как-то вызвал ротный,после двух месяцев службы, задал какие-то вопросы,спросил таблицу умножения,потом говорит в учебку не хочешь, на сержанта,я отказался, сказал что из меня командир никакой.А фотки надо искать,столько времени прошло.А ЛИНДТА И ЛИНЦЕНБЕРГЕРА НА ВСЮ ЖИЗНЬ ЗАПОМНИЛ ДВЕ НЕМЕЦКИЕ ОВЧАРКИ.Спасибо Антон за прекрасный сайт.
Николай, а раз Вы из Москвы, Бычу должны помнить? Такой огромный парень, на басу у нас играл.
А Вы сами Антон, призывались не с Челябинска?Бычу кажется припоминаю,да здоровый был.Что у вас в группе играл не помню,все забыл, если честно я даже не думал что буду общатся с моим сержантом карантина.Антон, а Вы еще можете что нибудь разсказать о службе.Кого ВЫ еще знали со 2 роты,может я кого вспомню.Кстати 1 рота, считалась лучшей в отряде.
Я призывался не с самого Челябинска, а с области — город Бакал, а в 15 километрах от меня (город Сатка) живет много народу, кто служил в отряде. Марат Адеев, Валера Максимов — некоторых иногда даже вижу.
москвичи,узбеки и уфимцы,это второй карантин.первый был алматинцы,украинцы и волгоград
Антон,а с Миасса был призыв?
Если моего года — то да, был. Могу сходу вспомнить Абрамочкина Андрея, во ВКонтакте находится на раз-два.
А Линценбергер,и Линт с кого города?.Кстати есть сайт Сачева лейтенанта,он служил в 1026 всо,1989 году был уволен в запас,там есть интересные фотки 3 роты.
Линдт с Лиценбергером вроде рассказывали, что они оба с одной деревни, чисто немецкой. Мне кажется, в Алтайском крае, но могу и ошибаться. Помню точно, что Линдт — учитель.
Кстати — на фото 24 у Сачева не Лиценбергер ли в очках?
Это он, Линценбергер,я его хорошо запомнил,уж больно он нас москвичей не любил, да в принципе к нам многие хреново относились, зажравшиеся тупые москвичи, а почесноку так оно и есть, да бог с ними, я не на кого зла не держу.Просто как не крути, на некоторых людей очень хреновый осадок на всю жизнь остался, я очень после службы в людях был разочарован, если честно не о та кой службе я мечтал,много говна было, но были и нормальные парни, которые не смотря ни на что, не потеряли свой человеческий облик.А среди офицеров, я даже и не помню ни одного нормального, вояки хреновы.Так что вот так, для Вас Антон служба это яркое событие, а для меня выкинутые годы из жизни.Вот Омичи, мне очень понравились, добродушные простые люди, настоящие сибиряки.
У меня за службу тоже всякого полно было, так что одним ярким пятном назвать ее не могу. Просто я стараюсь в любой ситуации видеть хорошее, извлекать лучшее. Что ж мне теперь, всю жизнь точить зуб на сержанта Токоева, который по моей молодости на меня наезжал? Да ну его нахрен, я лучше добрым словом вспомню сержанта Саню Банного, в отделение к которому я попал и который был нормальным человеком.
Антон,а Вы не помните такого,звали его Виктор,фамилия точно не помню,по моему Голубцов, толи с Алтая, или с Барнаула, тоже ваш призыв, он мне здорово помог после карантина, он говорил что среди москвичей тоже нормальные люди есть, мне это очень помогло , Спасибо ему Огромное.
Нет, такого не помню. Возможно, что и пересекались, но народу было много, всех было трудно запомнить…
Спасибо за информацию,С 23 февраля!!!
Спасибо, и как говорят в армии, взаимно! ;)
николай.я помню тебя.а немцы точно были алтайцами))
а кто помнит того который с 6го этажа навернулся?
А где у нас был 6-й этаж?
на дом радуге.что первая рота первый взвод строил.
Дом стоит, очень мне даже понравился. Аккуратный такой…
антон,я многих помню.бацилу,шадрина,лизогубова,да навалом кого.а больше всего помню козла бандея.такая гадина был
Лизогубов — это же которому 26 лет было, правильно? «Дед» кликуха была. Витя, кажется.
да.дед.с челябинска помоему.чифирил круглые сутки)))
Да, Дед был наш, с Челябинской области. Чифирил он с нашим же Солёным (Салионов Олег).
а чиф им варил молоков.с тюмени помоему.маленький ростом.блин,все два года постоянно на побегушках.даже не спал бывало за ночь нисколько
Совершенно верно, Молоков. Он и нашим чаем занимался, и убирался у нас в кельдыме. Но мы его скорее подогревали да подкармливали, разрешали спать на скамейке. Помню, как-то с Сафаром закусились из-за него. Пошли в кельдым, и народ увидел, что там Молоков спит. Ну и началась ботва, типа «какого хрена мы его в роте ищем, а он у вас тут балдеет». С Сафаром у нас были непростые отношения, он так и не простил мне, что я гонял его до отъезда в учебку. Кстати, сейчас живет в Новосибирске, кажется, таксистом работает.
Вот, а Молоков, кстати, богатым пареньком был — у него еще до армии коттедж был огромный, машина, все дела. Он нам фотографии показывал. Невеста, кажется, тоже… Парень терпеливо сносил всю хрень, что свалилась на него в армии, знал, что после дембеля жизнь станет проще.
витька с полетаева был .я призвался в89 в июне они были наши дембеля.я был вечный дежурный по штабу т.к. был электрик части после вовки абрамова,а засунул меня на эту должность иса башаев
Полетаево — по сути, Челябинск.
про коноплю)))))прапор кунанбаев помоему,поймал пацана с наволочкой головок конопляных.тот к танкистам лазил.калинину,комбату сдал.тот на плацу выставил этого пацана(димка кружанов с киргизии)и давай причесывать о вреде конопляной каши))
Точно, комбат любил речи толкать. ;)
сафаров вобще гнилой был.помню он уволился уже какое то время прошло,сплю ночью,будит ктото.глаза открываю,он в гражданке.и спрашивает меня типа где парикмахер спит.(парикмахер узбек,тахир эгамбердыев.с гулистана) сука,понторез,приехал показать что крутой до крайности.не знаю,постриг ли его узбек или нет,но утром сафара я не видел в части
Скорее, некуда было сунуться этому понторезу, вот и прискакал. ;)))
Извиняюсь, что влезаю. Насчет москвичей. ) У меня несколько другой опыт. При всех недостатках в нашей части в период тотального преобладания москвичей и среди сержантов и среди л/с (были также русские из разных мест СССР, 8-9 азербайджанцев, 5-6 казахов, узбек, армянин, таджик, еврей (из Прибалтики), 4 дагестанцев …) «дедовщина» практически полностью «завяла».Да, были московские распиздяи, пара несколько более хитрожопых, чем это принято в приличном обществе, «блатных сынков», студенты и т.п. … индивидуалисты они и «слишком грамотные». )) Но никакого жестких гонений на младший призыв (вне служебных обязаностей) и топтания достоинства не было. Казахи и др. младшего призыва как в раю служили, практически, я считаю. )Гораздо худшие впечатления остались от вынужденного знакомства с отдельными личностями немосковского происхождения. ) Сужу по двум частям (учебка специалистов и «земля»). Не считаю срочку потерянными годами. К офицераАм никаких особых претензий.ДМБ 88
Да никто и не будет спорить — в любой местности есть всякие люди. Просто к москвичам отношение осложнялось заранее составленным мнением, мол им и так все досталось даром, хотя по сути ну какие москвичи могли попасть в армию в стройбат, да еще и в Сибири? На 99% небогатые и неблатные, да скорее из Подмосковья…
4 РХО 98- 99
Сегодня ровно 33 года как майор Проскурнин поставил печать мне в военный билет и я выйдя за КП обернулся,взглянул последний раз на 1026 и …….